Фанера - за и против!

Ответить
Аватара пользователя
combat forever
Джедай-падаван
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 19 июн 2017, 15:24
Откуда: Волжский
ФИО: Юрий Ковалёв
Моб: 89026535942
Д.Р.:
Контактная информация:

Фанера - за и против!

Сообщение combat forever »

Есть ряд деталей в авиамоделях которые так и просятся чтобы их изготовили из фанеры.Этот материал прекрасно обрабатывается имеет как минимум 3 слоя с перпендикулярно расположенными волокнами.Тьма преимуществ,но недостатков еще больше.
Первое где вы видели ровную тонкую фанеру,я видел всего один раз это был у меня листочек 0.8мм фанерки фирмы граупнер.
Даже если фанера ровная сегодня это совсем не значит что завтра ее не закрутит пропеллером ,лущеный шпон с моченого дерева постоянно живет своей жизнью. Для мебельных и строительных дел это не имеет не какого значения там другие приоритеты экологичность связующего и т.д.. А вот для моделистов беда. В пол не допуская что теоретически существует фанера которую не ведет,есть даже ГОСТ фанера авиационная ,но сейчас самолеты из дерева не делают,конечно где нибудь за границей есть наверняка,но цена! Как конструкторы больших бензиновых самолетов обходят этот недостаток: разбивают что то длинное на более короткие сегменты с соединением ласточкин хвост,делают нереальное количество соединений шип - паз. Благо что чпу резка позволяет делать такие соединения очень точно. Короче строительно - мебельная технология.Каким клеем можно пролить уже собранную на шипах конструкцию? Только цианокрином.
В итоге получается хрупко, тяжело и не прочно. Опять же для производителей таких самолетов хрупко и не прочно - это не недостаток,а тяжело тоже не особая проблема вместо 50 кубов можно поставить 100 и так далее.
Аватара пользователя
combat forever
Джедай-падаван
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 19 июн 2017, 15:24
Откуда: Волжский
ФИО: Юрий Ковалёв
Моб: 89026535942
Д.Р.:
Контактная информация:

Re: Фанера - за и против!

Сообщение combat forever »

Второй существенный недостаток это вес березовой фанеры. Это - просто жуть .
Никогда не чего не строил из тополевой фанеры. Но если это такое же гавно как как фанера на ящиках из под фруктов,там шпон досушивается непосредственно на ящиках,а связующее не знаю кленовый сироп или может быть рыбий клей. В обще интересно какое назначение у тополевой фанеры.
Когда фанеры в модели не много и детали небольшой длины,конструктор не увлекается чрезмерно ящично - мебельными шип - пазами то не все так плохо,разумным облегчением можно минимизировать недостатки.
А что если попробовать для некоторых деталей делать самому бальзовую фанеру,или скажем комбинировать верхний слой из шпона ,а два других из бальзы. Да бальза -дорогой материал ,но зато можно изготовить заготовку с минимальным припуском под конкретную деталь.Детали должны получится более легкими ,прочными,короче теоретически одни плюсы.Минус только один надо эту технологию освоить!
Аватара пользователя
A-street
Глава Ордена джедаев
Сообщения: 1724
Зарегистрирован: 30 дек 2016, 07:47
Откуда: Комсомольский
ФИО: Заулочный Александр Викторович
Моб: 9О5З91пять6
Д.Р.: 04.06.1971
Контактная информация:

Re: Фанера - за и против!

Сообщение A-street »

combat forever писал(а):Минус только один надо эту технологию освоить!
Юра, это огромный минус! Временны'е и материальные затраты! А также неизвестный результат!
Как вариант, это использование фанеры, что предложил Гена!
Попробуем, нарежем, соберем, взвесим! :hmmm:
Аватара пользователя
SHURHAND
Глава Ордена джедаев
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 29 дек 2016, 21:22
Откуда: Волгоград, 2-ой КМ
ФИО: Геннадий Шабельский
Моб: 89044013039
Д.Р.: 12 марта 1961
Контактная информация:

Re: Фанера - за и против!

Сообщение SHURHAND »

Присылали мне из Москвы "на пробу" бальзовую фанеру и "комби" (внешние слои шпон абачи, внутренний слой- бальза), выигрыш по весу, по сравнению с липовой и пальмовой фанерой минимальный, но ЦЕННИК убивает все желание их использования. Самому заморачиваться с "производством" легкой фанеры- стрельба из мелкашки по Луне. Года 2 назад опять же Сват (работает в крутой столярке) принес мне 0.7мм липовый шпон. Пробовал делать 3-х слойный переклей, использовал Супер ПВА и ПУР-501. Результат- овноГ. Через неделю куски 200*100 мм превратились в пропеллеры 8*8, сверли отверстие и ставь на самолет. Перечитал кучу информации по производству фанеры, понял, что в домашних условиях реализовать ЭТО ОЧЕНЬ проблематично- паровые прессы, дисперсионная установка нанесения связующих, гнетущая сушилка с программным управлением. Вообщем, как поет В.Кузьмин- "Зачем мне эта суета и не покой.."
Юра, твой реферат интересен, но он пока "противоречит" опыту большинства "фирменных" производителей моделей- большинство использует ту или иную фанеру (тут мы не рассматриваем композиционные конструкции).
Но... дорогу осилит идущий... и , если у тебя получится выпускать Фанерное Чудо, с удовольствием им воспользуюсь.
НЕБО РАССУДИТ...Изображение
Аватара пользователя
combat forever
Джедай-падаван
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 19 июн 2017, 15:24
Откуда: Волжский
ФИО: Юрий Ковалёв
Моб: 89026535942
Д.Р.:
Контактная информация:

Re: Фанера - за и против!

Сообщение combat forever »

А ведь пожалуй и убедили! Пока отложу изготовление самодельной фанеры на потом . Конечно что ПУР ,а тем более ПВА совсем не подходящий выбор связующего.Из доступных хотел попробовать клей БФ 2 , 4. еще раньше выпускался клей ФЕНИКС с похожими свойствами не знаю как сейчас.По хорошему конечно надо клеить на горячую. Опять же пресс для размера 300мм на 35мм не такое и адское приспособление. Но вы правы кустарное изготовление может перекрыть все видимые преимущества.
Интересно а не кто не пробовал по такому принципу :детали из березовой фанеры серьезно - значительно облегчать а потом вставлять туда бальзовую диафрагму причем можно и не все перекрывать полностью, и располагать бальзу с выгодным направлением волокон.
Аватара пользователя
aaz38
Глава Ордена джедаев
Сообщения: 1209
Зарегистрирован: 30 дек 2016, 13:29
Откуда: Волгоград, Тулака
ФИО: Данилов Александр Евгеньевич
Моб:
Д.Р.: 03.06.1973
Контактная информация:

Re: Фанера - за и против!

Сообщение aaz38 »

Господа моделисты! Трехслойная фанера по своим свойствам никогда не будет идентична многослойной и всегда будет ее гнуть и вертеть от разных причин. Проблема в физических свойствах дерева - вдоль волокон и поперек волокон дерево имеет разные коэффициенты расширения и разную прочность. Причем довольно сильно влияет обычная вода, даже в виде влажности в воздухе.
Есть три способа решить эти проблемы:
1-й - увеличить количество слоев, таким образом уменьшить влияние каждого слоя.
2-й - изолировать дерево от воды, например пропитать лаком или смолой наружные слои.
3-й - конструктивно "заневолить" поверхность, например, установить ребра жесткости, изогнуть деталь по радиусу.
В конструкциях самолета, как впрочем и кораблей, все плоские детали делаются с набором - продольными и поперечными ребрами. Таким образом достигается необходимая прочность как местная, так и общая, при минимальном весе.
К примеру, я получил кривые детальки из 4мм фанеры, после склейки двух плоских деталей под гнетом одна готовая деталька становилась прямой и очень жесткой.
Аватара пользователя
SHURHAND
Глава Ордена джедаев
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 29 дек 2016, 21:22
Откуда: Волгоград, 2-ой КМ
ФИО: Геннадий Шабельский
Моб: 89044013039
Д.Р.: 12 марта 1961
Контактная информация:

Re: Фанера - за и против!

Сообщение SHURHAND »

combat forever писал(а): Интересно а не кто не пробовал по такому принципу :детали из березовой фанеры серьезно - значительно облегчать а потом вставлять туда бальзовую диафрагму причем можно и не все перекрывать полностью, и располагать бальзу с выгодным направлением волокон.
Да уже года 2 на SB-6 "Зая" хвостовой зализ так делаю. И вот на проектируемой электричке SB-9 также хвостовой зализ выполнен, его вес 7 гр. Потом, после облета и доработок, попробую из липовой фанеры сделать.
Вложения
SB-9 Хвост.JPG
НЕБО РАССУДИТ...Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей