Страница 1 из 1

Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 23 янв 2024, 23:07
SHURHAND
После прошедших соревнований у руководителей кружков возникли вопросы как сделать резиномоторку "Алисенок-1", я обещал им подробно рассказать на страницах нашего форума.
Их интерес не случаен- самолет пролетал 20 метров школьного спортзала как по струне, в первом туре ударился в заднюю стенку в 3м от мишени, во втором, после коррекции Степой Тарадыменко направления запуска попал в большую мишень, в третьем туре- в малую (гимнастический обруч). На тренировках свободно пробивал 30-ти метровый зал.
2-.jpg
После выступления нарисовались доработки... Но все по-порядку...

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 24 янв 2024, 00:27
SHURHAND
1. КРЫЛО
Из Положения о соревнованиях имеем- площадь крыла для планера не менее 4дм2, у резиномоторки- не более 5дм2. Было решено строить "универсальное" крыло для планера и резиномоторки Sкр=4,5дм2.
В плане выбрано крыло со стреловидностью по передней кромке 6 град., с прямой задней для упрощения технологии постройки и с размахом 700 мм.
Имея в арсенале ЧПУ пенорезку было решено проектировать крыло с несущим профилем. Такое крыло обладает гораздо более высоким аэродинамическим качеством полета по сравнению с плоским. Подъемная сила у плоского крыла создается за счет увеличенного угла атаки альфа, что приводит к резкому повышению коэф. лобового сопротивления Сх из-за возрастания проекции миделя крыла к набегающему потоку.
Подъемная сила у крыла с несущим профилем создается за счет разницы давления потока над и под крылом, это позволяет использовать гораздо меньший угол атаки для установившегося горизонтального полета и, соответственно, меньший Сх, это приводит к экономии потребной тяги.
А качество полета- это отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению или К=Су/Сх, соответственно качество полета плоского крыла гораздо ниже крыла с несущим профилем.
За основу был взят самый простой популярный профиль для малых скоростей полета CLARK-Y с относительной толщиной профиля 6%. Плоско-выпуклый профиль упрощает технологию строительства крыла.

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 24 янв 2024, 01:18
SHURHAND
Из программы AutoCAD сохраняем профили корневой и концевой нервюр в формате DXF. Создание управляющей программы для 4-х осевой ЧПУ-пенорезки производим в программе итальянского моделиста Dev FOAM-Pro, которая специально "заточена" для использования станков такого типа в моделизме (и не только...).
При резке крыла с разными профилями корневой и концевой нервюр, струна проходит по разным траекториям, но в синхроточки, например задняя кромка, она должна приходить одновременно. Программа автоматически синхронизирует траектории, при желании их можно вручную подкорректировать.
ФОАМ-1.jpg
Дальше в настройках указываем полуразмах крыла, компенсацию толщины реза, левое или правое крыло режем, после этого программа генерирует траекторию движения по обоим сечениям.
ФОАМ-2.jpg
Выставляем параметры самой машины, определяем местоположение пенопластового блока по отношению к башням станка.
ФОАМ-3.jpg
Правильность построения и корректность настроек можно посмотреть во встроенном в программу симуляторе реза.
ФОАМ-4.jpg
Если все ОК, генерируем G-код управляющей программы, выбрав постпроцессор 4-х осевой пенорезки. Получаем G-код для управления станком.

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 24 янв 2024, 10:28
SHURHAND
Для управления станком используется самая популярная в мире программа MACH-3. Программа позволяет управлять любым ЧПУ станком имеющим до 6 осей. Изначально главный экран MACH-3 имеет интерфейс управления фрезерным станком, но открытый код программы позволяет создавать интерфейс любого оборудования. Вот интерфейс главного экрана для 4-х осевой ЧПУ пенорезки с возможностью программного включения нагрева струны. При желании можно добавлять любые функции, например контроль обрыва струны, контроль температуры струны , хоть контроль уровня молока в миске кота :). В зависимости от механики и комплектующих станка в MACH-3 настраиваются лимиты по осям, скорости перемешения порталов, ускорения и до хрена чего еще. Настройка MACH-3 подробно описана на профильных сайтах и в Ютубе.
MACH-3.jpg
Для соединения компьютера со станком существует множество интерфейсных плат с ценами от 500 до ...
с последовательным соединением по USB или с параллельным по LPT (к нему раньше принтеры подключались). Покурив ЧПУ форумы узнал, что подключение по ЛПТ более надежно, уменьшает возможность пропуска шагов, поэтому на Авито был куплен старый системник с ЛПТ входом за 1000р, переустановлена ОС Виндовс-ХР и перепрофилирована конфигурация под установку MACH-3. Эта программа любит конфликтовать с другими приложениями, поэтому она одна на этом компе.
Огромные возможности дорогих интерфейсных плат для ЧПУ-пенорезки не нужны, поэтому выбрал простую, но с опто-развязкой по входам на Али за 470руб.
https://aliexpress.ru/item/32830611064. ... 47f73nhtIn
Интерфейсная плата-2.jpg
Под эту плату в MACH-3 настраиваются ПИНы управляющих сигналов по всем осям.
ЛПТ.jpg

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 24 янв 2024, 20:52
SHURHAND
На блоке питания струны экономить сильно не стоит- БП должен обеспечивать хорошую стабилизацию напряжения и тока, т.к. от этого зависит качество реза. Заметил, что изменение тока даже на 0,05А меняет качество вырезанной поверхности. Стабилизированный БП собрал на основе платы DPS3012
https://aliexpress.ru/item/32684992195. ... 231cqmPytO
с диапазоном 30В 12А, что вполне достаточно для нагрева метровой струны до температуры реза.
DHS.jpg
Блок хоть и не большой, но имеет приличный функционал- всевозможные защиты, точность до второго знака, программируемые органичения тока и напряжения, 10 ячеек памяти, что удобно при изменении режимов реза для разного типа пены.
Струна для резки титаново-фехралевая омедненная диаметром 0,3 мм.

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 03 фев 2024, 01:57
SHURHAND
Выставляем пенопластовый блок, согласно установкам в DevFoam, загружаем управляющую программу в MACH 3, включаем накал струны, накал струны подбирается таким образом, чтобы она шла в "плазме", т.е. не касаясь пены и ... начинается МАГИЯ...
ПС Видео ускорено в 2 раза... :)

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 04 фев 2024, 19:46
SHURHAND
Для склейки крыла с поперечным V=8 град сделан стапель, он позволяет также обточить торцы корневых нервюр под нужным углом.
СТАПЕЛЬ.jpg
Профиль крыла прорисован с площадкой по передней кромке для ее усиления чем хочешь- бальзой, карбоном и т.д. Усиливаем обрезками карбоновых хлыстов от удочек.
КРЫЛО-1.jpg
Из листовой пены вырезаем ХО, усилив ПК чем хошь, склеиваем под 90 град. Клей- какой есть, ПВА Титан, мы клеим PUR-501
ХВОСТ РЕЗИНКИ.JPG
ЖВОСТ.jpg

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 04 фев 2024, 20:05
SHURHAND
Клеем PUR-501 склеиваем консоли крыла в стапеле.

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 06 фев 2024, 17:04
SHURHAND
Из бальзы вырезаем и приклеиваем пилоны крыла и ХО. Пилон крыла обеспечивает установочный угол атаки 3 град.

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 06 фев 2024, 17:34
SHURHAND
ФЮЗЕЛЯЖ.
В качестве фюзеляжа используется пустотелый карбоновый хлыст для удочек.
Бобышку нарисовал в программе Компас 3D со всеми необходимыми выкосами. Бобышка расчитана на установку двух подшипников 7*3*3.
БОБ-7-3-3.jpg
Также в Компасе нарисована заготовка для кока-гайки, к которой приклеивается пенорезина и обтачивается по форме кока. Детали напечатаны пластиком ABS.
КОК.jpg
К валу с резьбой М3 припаивается петля из проволоки ОВС 1,2 мм для резиномотора. Бобышка собирается и в нее вклеивается фюзеляж.
1.jpg
Также из проволоки ОВС 1,2мм изготавливаем задний крюк и приклеиваем к фюзу, усилив соединение нитками с циакрином.
5.jpg

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 06 фев 2024, 17:48
SHURHAND
Через бальзовые проставки приклеиваем ХО и, определив ЦТ, на 30%САХ , также через проставки, вклеиваем крыло.
6.jpg
4.jpg
При вклейке крыла соблюдаем необходимое геометрическое положения ХО и крыла.
3.jpg

Re: Резиномоторный самолет "Алисенок-1"

Добавлено: 06 фев 2024, 17:56
SHURHAND
На самолете, согласно Положения, установлен резиномотор весом 2,5 гр. Для пробития 30 метрового зала заводим его до 2,5 барашек. Окончательная регулировка резиномоторки проводится при испытательных полетах.
Всем удачной охоты!